Владимир Майков: «eсли вы думаете, что вы не наркоман, – то, скорее всего, вы заблуждаетесь!»

Если вы думаете, что вы не наркоман, – то, скорее всего, вы заблуждаетесь!” – так начнет свое выступление на конференции “Психология зависимости” Владимир Майков – эволюционер, эксперт по развитию в современном мире, а также доцент Московского института психоанализа, с.н.с. Института философии РАН, президент Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии и не только. 

Владимир представит в феврале духовно-ориентированный подход в работе с зависимостями. Мы попросили его поделиться с нашими участниками тем, о чем будет его лекция-практикум:

“Зависимость в современном мире проникла во все области человеческой жизни. Каждый из нас от чего-то зависит. В научной психологии это тотальное рабство маскируется представлением о потребностях, ценностях, намерении и т.д. Широко известна пирамида потребностей А. Маслоу, на нижнем этаже которой находятся потребности в выживании, на среднем – общения и реализации, на высшем – духовные потребности творчества и самотрансценденции. К счастью, мы научились приспосабливаться к этой ситуации и можем контролировать лично и со стороны общества свои потребности нормами совместного выживания (в том числе, этикой) и властными механизмами (в смысле М. Фуко). Все мы также чего-то хотим и куда-то стремимся, у нас есть «намерение» и «воление» – и это общеизвестный корень, из которого произрастают наши зависимости, неотделимые от самой природы «общества потребления», в котором мы все живем. Большинство из них нейтральны, благоприятны или безвредны, но некоторые, такие как алкоголизм, табакокурение и наркомания разрушительны для человека и его окружения. А ведь есть еще многочисленные формы пищевой зависимости, игромании, трудоголизма и различных видов зависимого поведения (вплоть до социально-опасных, таких как психопатия). Кажется, что человек может попасть в зависимость от чего угодно.

Несмотря на прогресс науки, общества и наших знаний о человеке и мире статистика роста опасных зависимостей неутешительна: во всех человеческих сообществах, даже прежде благоприятных, она возрастает. Если продолжить имеющиеся тенденции, то впереди, однозначно, – планетарный наркотический коллапс. Любая борьба с зависимостью похожа на мифическое сражение с гидрой, отращивающей еще большое число новых голов, взамен отрубленных: в этих сражениях она становиться все сильнее. Мы оказываемся в дурной бесконечности, когда «всегда уже поздно», ибо любые попытки сразить зависимость происходят из общего корня, питающего все наши зависимости и противодействия им, и в этой борьбе мы безнадежно проигрываем. Так что же мы не учитываем в своей борьбе с зависимостями, где же мы здесь ошибаемся?

Я считаю, что для того, чтобы начать прозревать и спастись от этой кошмарной перспективы, мы должны для начала принять и понять горькую правду: Если вы думаете, что вы не наркоман, – то, скорее всего, вы заблуждаетесь!

Когда на тренингах я предлагал группе в парах обсудить имеющиеся у каждого зависимости, всякий раз находились люди, утверждающие, что у них вообще нет никаких зависимостей. И я всегда их расстраивал, потому что полностью независимым не может быть никто (мы все зависим от условий, поддерживающих само наше существование), а на относительном уровне наиболее независимы те, кто обладает наименьшими привязанностями, то есть те, кто открыли и реализовали бесконечность в своей жизни, достигли полного просветления, как говорят на Востоке. Что может также пониматься как нераздельность с творческим, ничем неограниченным истоком и сутью всего.

Для всех нас неосознавание своей ограниченности не освобождает от нее, и поэтому любые способы работы с зависимостями, не исследующие ее природу, многотысячелетнюю историю и не опирающиеся на духовные ресурсы (бесконечность внутренней вселенной), – обречены на провал. Потому что источником всех зависимостей является наша фундаментальная ограниченность, и без ее преодоления мы ничего не решаем.

Мое теперешнее понимание работы с зависимостью развивалось как часть исследования по «изначальной психотерапии». Много лет назад я спросил себя, чем была психотерапия до психотерапии, то есть до конца XIX века, до Фрейда и Брейра? И как на протяжении всех предшествующих тысячелетий люди заботились о душевном здоровье, как они решали проблемы? Так постепенно я понял, что в основе всей современной психотерапии лежат древние практики заботы о душе. И что современная психотерапия, а это сотни наиболее известных и популярных методов и школ, в основном успешна не в силу того, что объясняется в ее теориях, а, прежде всего, благодаря своей связи с древними, изначальными практиками заботы о душе”.

Чтобы послушать основоположника холотропного дыхания в России и применить его подход к зависимостям в своей жизни или практике – регистрируйтесь и приходите 9 февраля на конференцию “Психология зависимости” или подключайтесь к онлайн-трансляции.