Мандалы из цветного песка: образ, танец и поэзия

3 июня участников Фестиваля по интермодальной терапии экспрессивными искусствами ждет много интересного, программа начнется в 9 утренней йогой и закончится после 20.00. Сегодня мы хотим рассказать про мастер-класс Марины Коржоновой и Полины Леоновой — «Мандалы из цветного песка: образ, танец и поэзия. Работа с запросом».  Вернее рассказ будет про сами мАндалы, ведь в любом мастер-классе лучше один раз поучаствовать, чем сто раз услышать. 

Регистрация на 1 день и все дни Фестиваля по ссылке. 

Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства — ныне она используется в психотерапии в качестве средства достижения полноты понимания собственного «я». В Индии сохраняется сходное искусство — ранголи, или альпона.

Мандала — сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных и эзотерических практиках. Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд.

В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель Вселенной, «карта космоса». Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света имеет с каждой стороны Т-образные выходы, как ворота во Вселенную. Квадрата поделен на 4 части. Пятая часть — центр. Каждая из частей имеет свою окраску. Цвет ассоциируется с сторонами света, с одним из будд, органов чувств, мудр, мантр.

Также мандала соотносится с календарными и хронологическими схемами.

Мандалы могут быть как двумерными, изображёнными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева, теста. Их даже могут вырезать из масла, которое окрашивают в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения.

Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики (например, в посвящении Калачакры). К концу ритуала сделанную мандалу разрушают.

Так же, по схеме мандалы возводились индуистские храмы и ведические алтари. Мандалы использовали для освящения индуистских храмов, театров, в буддизме для посвящения в монахи. Чанакья (Каутилья) в трактате «Артхашастра» упоминает создание мандалы государства, которую использовали в политических целях.