Системный подход к клинической диагностике в когнитивно-поведенческой терапии

В нашей стране является давней традицией выражение, что мы лечим пациента и личность, а не диагноз и болезнь. Человек — это открытая сложная система. Гораздо сложнее, чем ярлыки с разных сторон на нее наклеенные. Насколько широки взаимосвязи человека в его широчайшей нейрональной сети с 86 миллиардами нейронов и многими триллионами их связей, настолько же широки на ее основе его внутренние взаимосвязи (в результате научения не только простым условным рефлексам, но построенным на их основе речи и мышлению, знаково-символической  системы или второй сигнальной системы по Ивану Павлову) и внешние социальные связи (от микросоциума – системы под названием «семья», до макросоциальных государственных, этно-культуральных, поло-гендерных, профессиональных, религиозно-конфессиональных, политических или иных ценностных систем).

Игнорирование этих факторов и взаимосвязей критично редуцирует медицинскую и психологическую помощь до симптоматического и синдромального уровня. На сегодняшний день специалисты в области ментального здоровья не могут эффективно оперировать только механической суммой клинических феноменов, превращая их в безжизненные ярлыки формальных диагнозов выхолащивающих сложные механизмы генеза и поддержания дисфункций и патологий психики и организма. Необходимым и важным решением для преодоления текущих проблем с диагностикой и кризисом современных систем классификации и диагностики психических расстройств является системный и трансдиагностический подход, активно использующийся в когнитивно-поведенческой терапии, который будет представлен в докладе.

Текущие модели DSM и ICD (МКБ) концептуально критиковались многократно. И эта критика во многом имеет существенные основания. Современные классификации в большей степени создают удобство для использования организаторам здравоохранения и страховым компаниям, чем клиницистам и практикам. Они удобны для отчетов, но чаще создают иллюзию понимания расстройств, чем раскрытия их базовых механизмов для лечения причин, а не последствий, устранения патогенеза, а не симптомов. МКБ-11 (ICD – 11) вносит существенные изменения по сравнению с МКБ-10. Однако, в соответствии с общей стратегией большинство изменений направлено на гармонизацию МКБ-11 с DSM-5, чем на создание нового фундамента и принципов для классифицирования. Многие авторитетные специалисты отмечают несовершенство обеих систем, а диагностические ярлыки в основном представляют собой попытку сформировать общий глобальный язык описания наблюдаемых клинических феноменов, но очевидно недостаточный для практикующих специалистов в силу отсутствия действительно фундаментальных научных теорий психики и сознания, которые могли бы быть подтверждены инструментально для обоснования этиопатогенетической терапии.