#руки_расскажут

|

1 марта на конференции «Психология: вызовы современности» Инкере Кантор и Андрей Улезко проведут практикум #руки_расскажут, на котором предложат участникам совместно исследовать две темы: «Мой контакт с собой» и «Мой контакт с другими». Предлагаем вашему вниманию статью авторов о практикуме.

«В этой статье мы хотим рассказать о том, что важно знать о самой практике, раскрыть её суть, ценность, теоретическую основу, структуру и существенные особенности, чтобы участники смогли легче включиться в процесс, понять суть происходящего и извлечь для себя максимальную пользу.

Как практикум «Руки расскажут» отвечает на вызовы современности? Последнее время в межличностных отношениях появляется больше отчуждения, дистанции и поверхностности, теряется важное для развития личности качество контакта с другими людьми и с собой из-за развития информационных технологий и всё большей виртуализации коммуникации. На практикуме мы создаём безопасное психологическое пространство, в котором участники с помощью инструкций и парных упражнений для невербального телесно-ориентированного взаимодействия могут ощутить то ценное качество живого контакта, в котором есть свежесть, новизна, глубина, устойчивое и целостное внимание, уважительное отношение, открытость, искренность, сопереживание. И в противовес тенденциям выдавать поспешные решения и реакции в ответ на внешние события; приукрашивать то, что есть; экономить время и потреблять урезанную, рафинированную информацию, «глотать, не пережёвывая и не чувствуя», быстро переваривать «эмоциональный фаст-фуд» (ленты социальных сетей, масс-медиа, продукты индустрии развлечений), автоматизировать процессы – в живом контакте мы предлагаем замедлиться, сфокусироваться на себе, прислушаться к тому тихому и неочевидному, что происходит на самом деле; погрузиться на более глубокий и целостный уровень переживания; встретиться с неизвестностью (и с настоящим собой, и с другим); отправиться в творческий поиск, чтобы выразить переживание наиболее точно и естественно; «вручную», более сознательно обработать его и рассмотреть в этом приближении встречающиеся трудности и возможные решения.

Существенные задачи практики «Руки расскажут» – обратить внимание человека на ценности:

  1. контакта с собой и живого, непосредственного контакта с другими людьми,
  2. фокусирования на себе и на другом человеке и развития этой способности,
  3. целостного восприятия и внутренней согласованности когнитивной, эмоциональной и физической сфер опыта,
  4. развития своего переживания на телесном уровне и его осмысления, символизации.

Что можно узнать о практике «Руки расскажут» через призму её характеристик?

Это терапевтическая групповая телесно-ориентированная контактная авторская практика, на которой участники настраиваются на felt sense в связи с определённой темой и выражают своё переживание в контакте с другим человеком через руки (движения, жесты, прикосновения), получают невербальную поддержку, а в качестве дополнительной символизации используется вербальная обратная связь, рисунки, письмо.

Терапевтичность практики связана с теорией личностно-центрированной психотерапии К.Роджерса. Практика ориентирована на развитие конгруэнтности человека, его возможности быть целостной, аутентичной личностью. Когда переживания человека и то, как он их выражает, соответствует друг другу, сосуществует в гармонии, тогда человек может быть настоящим собой, слышать себя и действовать из своих глубинных побуждений, находясь с ними в контакте, не вступая в неосознанные конфликты, не защищаясь от своего опыта, не скрывая его от себя и себя от него.

Важно отметить, что поскольку практика контактная, она может быть индивидуальной (в паре с психотерапевтом), но её ценность возрастает, когда она становится групповой. В основном мы проводим «Руки расскажут» в группе, чтобы использовать её ресурс: так люди за одну встречу учатся у многих других людей, получают больше обратной связи от разных партнеров в безопасной обстановке.

Телесная ориентированность практики отсылает к следующей проблематике. Есть вербальная психотерапия, она сосредоточена в большей степени на символизации переживания и на работе с переживанием посредством диалога и слов. В ней мало внимания уделяется роли и участию организма, его комплексной организации. Например, сложные психосоматические заболевания трудно поддаются вербальной терапии. Когда у человека в психотерапии есть боли в опорно-двигательном аппарате или другие телесные симптомы, связанные с психоэмоциональной сферой, подход, который работает с переживанием не только на вербальном уровне, но и на невербальном – в нашем случае с помощью жестов и прикосновений кистей рук – имеет преимущество в том, что мы задействуем в терапии ресурсы и выразительные способности тела. Мы проводим исследование того, насколько практика может быть полезна в плане телесно-ориентированной работы как расширение метода фокусирования Ю.Джендлина и клиент-центрированной психотерапии К.Роджерса.

Практика «Руки расскажут» – это новый телесный опыт, который позволяет человеку через движения, ощущения, контакт заметить какие-то процессы, изменения, быть затронутым. Многим людям сейчас из-за скоростного городского ритма мало доступна полнота телесного самоощущения и контакт со своим телесным «я» и потребностями, которые ощущаются внутри тела. Эта практика позволяет развить способность получать такой доступ к телесным ощущениям, смыслам. В процессе практики очень ярко можно увидеть, как меняется какая-то проблемная ситуация, проживаемая человеком телесно, как и состояние, связанное с ней. Это непосредственно ощущаемые изменения своего восприятия трудной ситуации, возможности её разрешения и, в том числе, отношение к ней.

Практика сфокусирована на контакте, по сути, строительном материале отношений – это соприкосновение с другим миром, с другой персоной, с другим способом восприятия и самовыражения, и это акт взаимообмена между двумя мирами, который в каждый момент времени формирует то, что мы называем отношениями между людьми. Хотя в программе есть и соло-медитация (фокусирование), и индивидуальные упражнения (поскольку от качества контакта с собой зависит качество контакта с другими), значительную роль играют парные и групповые упражнения.

Тактильный контакт важен, тело по-особенному передаёт информацию, очень много передаётся через прикосновение. Мы иногда используем метафору «дополненная нервная система»: у меня есть своя нервная система, которая обрабатывает информацию, стимулы, и к ней подключается второй человек, появляется ещё одна система и расширяет восприятие: я гораздо больше могу уловить через обратную связь от другого человека, мир начинает восприниматься иначе. У меня для моих задач появляются ресурсы и решения, которых раньше не было. И возможность делать вместе какие-то задачи, которые одному не под силу. Открывается очень многое, если есть хорошее качество контакта, синхронность, потоковость.

Практика подразумевает двойную структуру: контакт двух людей – двух партнёров, каждый из которых выполняет специфические отведённые им роли в этом контакте. Первая – это роль Рассказчика – того человека, который выражает переживание через жест, движение, прикосновение кистей рук. Вторая – роль Слушателя, человека, который свидетельствует в этом контакте переживание, пытается вчувствоваться в опыт другого, помогает ему самому лучше и глубже соприкоснуться со своим опытом. С помощью ведущих слушатель в паре помогает создать безопасное пространство для того, чтобы опыт проживался и раскрывал новые смыслы для человека.

Особенность практики – в том, что можно раскрыть на телесном уровне, прожить какую-то важную для человека тему через разные жизненные миры других участников. Через соприкосновение с разными людьми человек может поднять очень большое обилие граней опыта, благодаря тому, что он проходит через руки, от одного человека – к другому. Это также возможность научиться у других тому, что отсутствовало в личном жизненном опыте. Таким образом, практика несёт в себе возможность расширения способов восприятия и действий по отношению к ситуации/теме, которая для человека важна.

«Руки расскажут» – это авторская практика, кроме неё существуют дополняющие практики: «tочка_зрения», «со_звучие», «символизируй_это», «основы_движения» – элементы которых используются в программе. Каждый раз структура немного меняется и наполняется новыми упражнениями в соответствии с выбранной темой практики. Упражнения разрабатываются на основе теории личностно-центрированной психотерапии К.Роджерса, фокусирования Ю.Джендлина, а также данных научного исследования качества контакта А.Улезко и И.Кантор. Практика проводится в малых группах как интенсив (от 4-х до 6 часов) и в больших группах на фестивалях и крупных мероприятиях (до 3 часов).

Основной метод, используемый в практике

В основе практики лежит метод фокусирования Ю.Джендлина как способ получения доступа к felt sense (телесно чувствуемому смыслу) и как способ работы с этим переживанием.

Практика представляет собой, с одной стороны, альтернативную возможность более быстрого обучения фокусированию и узкоспециализированным техникам работы с психосоматическими запросами. С другой стороны – это авторское развитие метода фокусирования, исследование новых способов символизации переживания «я», «другого», «контакта» через кисти рук, их движение, жесты и прикосновения, телесное проживание felt sense в доверительном контакте.

Почему важен felt sense и работа с вниманием к нему?

В практике «Руки расскажут» felt sense (чувствуемому смыслу) уделяется внимание как глубинному основанию опыта человека, которое он может обнаружить в теле. Felt sense – дословесный источник психических процессов.

Фокусирование на felt sense помогает:

  1. обратиться к целостному и уникальному проживанию ситуации в настоящий момент времени;
  2. получить доступ к довербальному переживанию, не обусловленному когнитивно или эмоционально, воспринимать ситуацию без искажений, возникающих под влиянием структуры и жёстких рамок прошлого опыта;
  3. творчески адаптироваться к проблемной ситуации, минимизируя нецелесообразное поведение, вызванное внутренними конфликтами и психологическими защитами.

Развивая навык получения доступа к felt sense, человек открывает для себя возможности:

– обрести более полную, ясную и актуальную картину себя и мира;

– переживать более глубокий и многообразный контакт с собой и с миром, иногда более тихий, иногда более насыщающий, более богатый оттенками, присутствием, бережным отношением, вниманием к тому, как организм и его телесное функционирование, телесное проживание происходит в ситуации отношений со внешним миром;

– сделать паузу, отойти от привычных формулировок, шаблонов, способов конструирования опыта в образах, символах, словах – и увидеть то, что лежит в основе, глубже, чем мы привыкли смотреть;

– наладить с обнаруженным потоком чувствуемого смысла дружественный диалог, чтобы можно было опираться на этот целостный опыт в повседневной жизни, а также когда возникает необходимость принимать важные решения, в том числе в трудных и кризисных ситуациях или помогать в них другим людям;

В помогающих профессиях фокусирование позволяет более чутко откликаться и устанавливать более близкий, более равностный и живой контакт с высокой степенью синхронии партнёров в отношении переживания ситуации. В случае терапевтических отношений – достичь большего качества контакта. Кроме того, развитая способность фокусироваться помогает в создании предметов искусства – она тесно связана с творческим потенциалом человека создавать оригинальные креативные продукты, несущие в себе что-то новое, уникальное, затрагивающее и передающие точно смысл, который вкладывал автор.

Почему контакт между участниками осуществляется через руки?

На время практики руки становятся основным инструментом работы с переживанием и основным каналом коммуникации, поскольку

  1. руки изменяют качество контакта и восполняют сенсорную депривацию
  2. контакт рук способствует выработке окситоцина, который снижает вредные физические последствия стресса
  3. руки хорошо связаны со всеми тремя сферами опыта: когнитивной (письмо, печать, рисунки), эмоциональной (жестикуляция, выражение отношения через прикосновение), телесной (тактильное восприятие реальности) и через них можно активировать внимание к той сфере, которой его недостаёт, достигая большей целостности и согласованности опыта
  4. людям доступна естественная способность выражать собеседнику свои эмоции и состояния, пояснять сказанное через жестикуляцию, поддерживать и развивать своё переживание, благодаря чему оно сильнее ощущается и проживается на телесном уровне
  5. руки позволяют выразить то, что может быть сложно сформулировать или произнести, даже то, для чего ещё нет названия или то, что ощущается небезопасным для облечения в слова
  6. руки – это удобный, освоенный инструмент с большим количеством степеней свободы движения, что позволяет опосредовать многообразные психические процессы через это движение в макро- и микромасштабах и на разной скорости, а также следовать за этим выражением, неотрывно сопровождать его
  7. руки поддерживают контакт человека с реальностью – движение и прикосновение к чему-либо возвращает к настоящему моменту, позволяет получать информацию о материальном мире и воздействовать на него
  8. руки позволяют поддерживать более полный контакт с собой, ощущения от движений и прикосновений возвращают внимание в тело, к его состоянию, физической целостности, биомеханическим связям и вовлеченности в движение
  9. руки позволяют моментально, полно и непрерывно выражать своё переживание, а также воспринимать быстротекущее, изменяющееся переживание другого, его состояние и отношение, выраженное через руки
  10. контакт рук позволяет быстрее обоюдно сонастроиться друг с другом, уравновесить скорость передачи и восприятия информации, состояние партнёров (оказаться «на одной волне», войти в резонанс, синхронизироваться)
  11. быстрее преодолеть межличностные барьеры в коммуникации, уменьшить скованность, сдержанность
  12. через контакт рук возможен невербальный обмен опытом и переобучение, в том числе более оптимальным двигательным паттернам

Практика «Руки расскажут» способствует:

  1. работе с запросами, связанными с психосоматикой,
  2. работе с более сложным и многогранным опытом, чем на вербальной терапии,
  3. проживанию темы запроса на телесном уровне, непосредственному соприкосновению с ней в опыте и чувствованию изменений в теле
  4. развитию телесного интеллекта, исследованию мудрости своего организма и своего отношения к нему, установлению диалога со своим телом, развитию навыка дифференцировать и называть телесные ощущения и felt sense, выявлять причинно-следственные связи, распознавать потребности и реакции в контакте с тематикой и с другим человеком
  5. развитию телесной эмпатии, созданию особой атмосферы свободы самовыражения и одновременно поддержки, поскольку многие переживания трудно выразить в словах. Телесная эмпатия позволяет прочувствовать сопереживание, невербальное эмоциональное соучастие, вовлечённость другого человека
  6. развитию коммуникативных навыков, лучшему распознаванию личных трудностей в контакте, обучению новым способам организовывать контакт, поддерживать его, перестраивать и завершать
  7. повышению качества межличностного контакта при наличии барьеров на уровне вербального взаимодействия
  8. снятию мышечного напряжения и умственного переутомления
  9. получению доступа к телесным ресурсам, повышению общего энергетического тонуса, чувству наполненности
  10. творческой работе, практика вдохновляет, позволяет углубить свой опыт, найти новые силы и ресурсы в теле для занятий творческой деятельностью».

Авторы статьи:

Андрей Улезко -личностно-центрированный психотерапевт

Инкере Кантор – специалист оздоровительных практик

 

Фотограф – Рая Васильева

Поделиться в соцсетях:

Напишите комментарий


Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *