Интеллектуальный вектор развития. Потенциал разума

|

В программах реабилитации зависимых от ПАВ, построенных на комплексной интегративной модели, потенциал разума оказывается задействованным на всех этапах и практически во всех мероприятиях. Развитие эмоциональной сферы или социальной, потенциала тела или воли требуют активного подключения когнитивных ресурсов реабилитанта.

Выполнение аналитических заданий, упражнений на осознавание своих ощущений и восприятия, наблюдение за своим физическим и эмоциональным состоянием, контроль поведенческих реакций, ежедневное ведение личного дневника, совместная с психологом диагностика существующих проблем и изучение их причин, обсуждение иных аспектов реабилитации – все эти действия способствуют концентрации внимания зависимого, активизируют процессы осмысления происходящих изменений и таким образом стимулируют развитие его потенциала разума.

Именно об этом потенциале будет одноименный мастер-класс Светланы Сороки «Потенциал разума» 14 августа на фестивале-конференции «Психология: вызовы современности».

Особый акцент в восстановлении интеллектуального потенциала зависимого, равно как и в процессе реабилитации в целом, следует сделать на приобретении пациентом знаний о зависимости от психоактивных веществ и сопутствующих заболеваниях, о причинах её формирования, физиологическом воздействии на организм и связанных с этим нарушениях в функционировании всех его жизненных систем,

Получение объективной информации о последствиях применения ПАВ, о способах преодоления физической тяги к веществу и методах восстановительной терапии, принятие концепции зависимости как био-психо-социо-духовной болезни мотивирует пациента на его заинтересованное активное сотрудничество со специалистами реабилитационного центра для достижения конечной цели – выздоровления.

Значение данного направления работы с зависимыми и его влияние на результативность реабилитации трудно переоценить, поскольку большинство пациентов крайне слабо информировано в этих вопросах, им свойственна подверженность широко распространённым заблуждениям относительно влияния химических веществ на сознание и психику человека. Ни для кого не является секретом, что употребление алкоголя и наркотиков овеяно множеством мифов, которые сформировались внутри самой нарко-среды и составляют даже некую систему верований, по сути дела, являющуюся лишь набором псевдоценностей и суррогатов истинного знания.

Утверждения о том, что употребление наркотиков позволяет расширять сознание, что алкоголь даёт возможность быстро и легко снимать нервное напряжение и стресс, способствует раскрепощению и стимулирует творческую активность, и другие подобного рода мифы на самом деле не имеют ничего общего с реальным положением вещей. Создание и распространение таких мифов обусловлено лишь срабатыванием психологической защиты зависимых от ПАВ, построенной на системе отрицания, необходимость оправдывать перед самим собой употребление и асоциальным характером отношения к окружающему миру.

«Действительно жить это – значит жить, располагать правильной информацией» – справедливость этого известного высказывания Норберта Винера не вызывает ни малейшего сомнения и в нашем случае, когда мы говорим о влиянии на личность употребления психоактивных веществ и зависимости от них.

Изучение достоверной информации, основанной на современных научных исследованиях, ознакомление с новейшими теоретическими и практическими изысканиями учёных в области наркологии, психологии, фармакологии и т.п. становится мощным стимулом для работы реабилитантов со своими убеждениями и установками, для реконструкции всей своей внутренней системы ценностей и приоритетов.

Вооружённый знанием механизмов воздействия психоактивных веществ на организм человека, его физиологических и психологических реакций на применение ПАВ, разрушительного воздействия ПАВ на психику и катастрофических последствий их употребления, человек обретает уверенность в своём осознанном выборе трезвого образа жизни и новый источник силы для борьбы за выздоровление.

Просветительская работа с пациентами может вестись в самых разных формах, по возможности желательно максимально задействовать все имеющиеся информационные ресурсы. В первую очередь, таким ресурсом может быть чтение ведущими консультантами центра или приглашёнными профильными специалистами лекций по наиболее актуальным вопросам, связанным с течением заболевания и методиками лечения, по всем аспектам применения принятой в центре модели реабилитации, ключевым направлениям личностного развития в процессе прохождения программы и социальной адаптации после завершения курса.

При организации лекционных занятий следует тщательно продумать не только содержание выступления, но и форму подачи материала, обеспечить наличие необходимого технического оборудования. Лучшему усвоению слушателями лекционного материала существенно помогает задействование всех каналов восприятия, этому способствует сопровождение повествования дополнительными материалами, например, фотографиями и графическими иллюстрациями (схемами, графиками, таблицами и т.п.), демонстрация слайд-презентаций и использование прочих средств визуального характера.

Особенности восприятия информации у каждого человека носят индивидуальный характер – у кого-то больше развита зрительная память, кто-то лучше усваивает материал на слух; одному человеку проще и понятнее информация, изложенная в виде печатного текста, на другого более сильное впечатление оказывает образный ряд; кто-то быстрее запоминает сведения, когда записывает их в свою тетрадь, и так далее. С учётом всех подобного рода различий в восприятии, логично строить образовательные занятия с подключением всех каналов передачи и приёма информации.

Структурированной подаче информации и её запоминанию слушателями способствует акцентирование лектором внимания на каких-либо ключевых моментах излагаемой темы выписыванием их на доске или флип-чарте, что позволяет также слушателю сохранить в памяти последовательность аргументации и общую целостность впечатления. Конспектирование основных тезисов доклада реабилитантами также служит этой цели. Подачу лекционного материала (30-40 минут) целесообразно сочетать с последующей дискуссией между слушателями в группе и выполнением несложных коротких заданий, иллюстрирующих обсуждаемые вопросы, для закрепления темы.

Серьёзным импульсом для развития навыков самостоятельной работы по поиску и анализу информации, а также для продолжения самообразования в дальнейшем может послужить опыт подготовки реабилитантом сообщения по какой-либо из плановых тем и выступление с небольшим докладом. Такое задание активизирует многие процессы и механизмы, способствует мобилизации внутренних ресурсов, которые ранее были не востребованы, что, безусловно, оказывает благотворное влияние на развитие всех личностных потенциалов пациента. Помимо изучения сведений по теме доклада, их анализу, сортировке и структурированию, в число поставленных таким способом задач включается и собственно выступление.

Любое выступление перед публикой, пусть даже перед небольшой группой товарищей по программе, требует значительной концентрации внимания и усилий, ведь докладчик должен не только внятно прочитать или пересказать подготовленный текст. Для того чтобы донести максимум собранной информации для слушателей важно уметь правильно его подать – соразмерять возможности своего голоса с размером помещения, говорить достаточно громко и разборчиво, чтобы всем было нормально слышно, не слишком торопиться и не комкать фразы, грамотно использовать интонирование и паузы, иллюстративный материал.

Конечно, публичное выступление это целое искусство, и опытный оратор со временем развивает в себе особый талант увлекать аудиторию, полностью завладевать её вниманием, управлять и контролировать поведение публики. Но это уже настоящая школа мастерства публичных выступлений.

Первый опыт выступления реабилитанта перед публикой может и не быть идеальным, но он в любом случае даст положительный результат, поскольку позволит ему примерить на себя новую роль, почувствовать необходимость управления своим эмоциональным состоянием, преодоления страха и внутренней скованности, необходимость самоконтроля и внимания к деталям. Как мы видим, такая практика привлечения самих пациентов к организации и проведению лекционных занятий открывает широкое поле возможностей для их личностного развития, приобретения и закрепления новых навыков.

Просмотры образовательных кинофильмов и видеоматериалов, чтение литературы, соответствующей специфике зависимости, также в полной мере можно рекомендовать как для самостоятельного расширения горизонтов знания, так и для коллективного изучения в терапевтической или учебной группе с последующим обсуждением на семинарах.

Подробности и регистрация по ССЫЛКЕ.

О СПИКЕРЕ

СВЕТЛАНА СОРОКА – практический психолог, коуч, индивидуальный и семейный консультант, консультант по усовершенствованию реабилитационных программ, автор и тренер обучающих программ проекта «Школа консультанта по вопросам зависимости», куратор и преподаватель курсов «Социально-психологическая реабилитация пациентов с зависимыми формами поведения»; «Консультативное сопровождение пациентов с зависимыми формами поведения»; «Комплексный подход в реабилитации зависимых от психоактивных веществ» Московский Институт Психоанализа г. Москва. Автор нескольких книг о работе с зависимыми и созависимыми, куратор реабилитационной программы по развитию потенциалов у зависимого. Один из организаторов конференции «Психология: вызовы современности» (2018-2019).

Источник: книга Алексея и Светланы Сороки «Интегративная модель комплексной реабилитации зависимых от психоактивных веществ».

Напишите комментарий


Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *