Плейбэк театр «Точкасхода»

Плейбек-театр (англ. Playback Theatre, букв. пер. «театр воспроизведения») — это форма театра импровизации, где зрители рассказывают личные истории, а актёры превращают их в художественное произведение на сцене. Название происходит от сокращения фразы «We are playing your stories back to you» (рус. «Мы играем ваши истории, возвращая их вам»), которой первые плейбек-актёры описывали зрителям представление нового вида (формы) импровизационного театра.

Так начинается статья в Википедии про Плейбэк-театр.

Можно бесконечно долго читать про этот формат, но важнее один раз попробовать, чтобы получить свой опыт. На конференции в 2021 году Плейбэк-театр «Точка схода» будет выступать не в первый раз, но впервые в формате онлайн. В программе плейбэк-театр стоит последним не случайно. Мы прожили интересный год и 3 дня конференции будут посвящены осмыслению и переработке многих событий. Поэтому так важно в завершении интегрировать свои мысли и эмоции в обычную жизнь, совершить своеобразный переход, посмотрев на что-то со стороны. Приглашая людей рассказывать свои истории, вновь переживать их, придавая им театральную форму, плейбек-театр способствует открытому личностному диалогу, усиливает взаимопонимание и сочувствие, стирает границы между людьми.

Кто будет импровизировать ваши истории? 

Плейбэк-театр «Точка схода» был создан спонтанно и импровизационно, как и положено являться в мир такого рода искусствам. Ещё во время профессионального обучения вдохновителей проекта в МГППУ по программе «Мультимодальная терапия искусствами» (Швейцария) в 2016 году.

«Импровизационный театр – это же одна из составляющих нашего метода!» – воскликнули мы! Эстетический отклик, который рождается у одного человека на рассказанную историю другого – явление чрезвычайно любопытное и нестандартное!
Так соединились два направления: терапия искусствами и театр! Это стало нашей осознанной, любимой деятельностью в жизни. Не обошлось, конечно, без долгого специального обучения, размышлений и репетиций.

География наших площадок весьма обширна: студии материнства и детства, галереи искусств, Центральный Дом Литераторов, Музей-квартира К.С. Станиславского, Академия Наук РФ и сам Кремлевский Дворец Съездов! Казалось бы, куда уж выше!
Ещё были выступления на Международных фестивалях экспрессивных искусств, на форумах «Мероприятия со смыслом» и «Артпрактик», перформансы в обществе инвалидов Северо-Западного Округа Москвы и на Конференции по реабилитации онкологических больных.
К тому же, мы выиграли грант Президента РФ в рамках «Московского долголетия»!

За время нашего существования с нами играли около 30 человек. Это люди из бизнеса, психологи, художники, педагоги, домохозяйки – все непрофессиональные актеры, которые приходили, репетировали играли (иногда только один раз), притягивались на созвучную для них жизненную тему, которую им хотелось исследовать и прожить вот в такой форме современного театра, как Плейбэк.

Мы играем для Кремля, играем для одного человека, открыты для совместного творчества!

Коротко об истории возникновения Плейбэк-театра

Плейбек-театр как форма театра импровизации зародился в 1975 году в г. Нью-Палц, что 130 км от Нью-Йорка. Джонатан Фокс и Джо Салас стали его основателями, создав первую экспериментальную группу. На тот момент у Джонатана был опыт проведения академических исследований в области театра в Гарварде, работы драматургом (с 1973 года), профессором в области театра в Институте Коннектикута и актёром в Нью-Йорке. У Джонатана и Джо был опыт работы волонтёрами в развивающихся странах. Так, Джонатан работал волонтером Корпуса мира в Непале, Джо Салас — в Малайзии. Семейные традиции социальной ответственности и прогрессивной политики несомненно также повлияли на их дальнейшие воззрения.

Уже позже он познакомился с Зеркой Морено и театром спонтанности в Вене (Психодрама). Это и дало толчок для организации и регулярных занятий первой труппы. В процессе развития первая группа плейбек-театра выступала давая не только открытые перформансы, но и в школах, тюрьмах, для пожилых людей, на конференциях и фестивалях, вдохновляя людей делиться историями вне зависимости от их социального положения, вероисповедания, расы, пола, ориентации и т. д.

Форма плейбек-театра позволяла Джонатану и Джо сохранять баланс структуры и импровизации, развлечений и моральных ценностей. Идея плейбек-театра вдохновила многих людей. Уже в 1980 году члены первой труппы отправились на гастроли в Австралию, и, как результат их перформансов и мастерских, родились первые труппы плейбек-театра в Сиднее (1980), Мельбурне (1981), Перте и Веллингтоне. Эти четыре театра по-прежнему продолжают свою работу. С тех пор эта форма театра начала распространяться в Северной Америке, Европе, на других континентах. Сейчас плейбек-театр существует в той или иной форме в более 60 стран мира на всех 6 континентах.

В 1989 году Джуди Сваллоу создала Ассоциацию плейбек-театров, практиков и заинтересованных, чтобы поддерживать контакт и обмен опытом между плейбек-театрами по всему миру. А в 1991 году состоялась первая Международная конференция плейбек-театров в Австралии. С расширением сообщества плейбек-театров и широкого применения этой формы в 1993 году Джонатан Фокс создал Центр плейбек-театра (Нью-Йорк) (Centre for Playback Theatre), который начал обучать и вести образовательные программы для плейбек-практиков, лидеров театров и тренеров.