Новая теория эмоций

В этой статье автор и спикер конференции «Психология: вызовы современности» Ольга Малинина – психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, плейбек-практик – рассмотрит классические теории эмоций и представит новую. С которой она познакомилась в книге «Как рождаются эмоции» Лизы Фельдман Барретт. На конференции Ольга продолжит исследование этой темы в психодраматическом мастер-классе: «Новая теория эмоций: как управлять собой», который пройдет 28 февраля.

«Наверняка многие из вас знают о различных теориях эмоций. Если нет, то я напомню:

  • Периферическая теория Джеймса-Ланге, где не только эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями, но и телесные проявления вызывают эмоции: «мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьем другого; боимся, потому что дрожим…».
  • Теория когнитивного диссонанса Фестингера: когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение (когнитивный диссонанс), возникают  отрицательные эмоции, в то время  как совпадение ожидания и результата (когнитивный консонанс) приводит к  появлению положительных эмоций.
  • Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера: какое-то событие или ситуация вызывают возбуждение и у человека возникает необходимость оценить его содержание, т. е. ситуацию, которая вызвала это возбуждение. На возникновение эмоций оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов.
  • Теория дифференциальных эмоций К. Изарда: основную мотивационную систему человеческого  существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес.
  • и т.д.

Кроме Изарда выделением базовых эмоций занимались Пол Экман, это были радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, а также Плутчик и Келлерман. Последние объединил эмоции в пары с противоположным знаком: страх – гнев, радость – печаль, интерес – удивление, доверие – отвращение.

Каждая из них имеет свою доказательную базу и теоретическую основу, но обычно в практической психологии и психотерапии чаще всего используется последняя концепция, предполагающая, что каждый человек обладает базовым, как бы встроенным набором эмоциональных реакций, обладающих уникальными мотивационными функциями и подразумевающих специфическую форму переживания. То есть гнев – он и в Африке гнев, а страх и прочие состояния из базовой десятки переживаются всеми одинаково. Они присущи всем здоровым людям и одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах.

Классический взгляд на эмоции говорит, что наши эмоции являются продуктом эволюции, которые были необходимы для выживания, а сейчас стали частью нашей природы. Они универсальны: люди любого возраста, пола и культуры испытывают радость, печаль, гнев и страх примерно также, как и вы или я, или как наши далекие предки. Это такие животные рефлексы, которые часто противоречат доводам разума. Примитивная часть нашего мозга хочет сказать начальнику, что он идиот, а другая думающая сторона сдерживает нас и подсказывает, что тогда нас уволят.

Такой подход к эмоциям предполагает, что у нас в мозге есть набор эмоциональных цепей и каждая вызывает собственный набор изменений. Бывшая жена включает у вас «нейроны гнева», вы злитесь, кричите, давление поднимается, а лицо краснеет. Новости по телевизору активизируют у вас «нейроны страха», сердце бьется чаще, вас знобит, вы ощущаете страх. Эти состояния кажутся четко познаваемыми и поэтому вполне разумно решить, что любая эмоция отличается базовым шаблоном в мозге и теле.

Но! Сейчас существует значительное количество исследований, как доказывающих классический взгляд на эмоции, так и отвергающий их. Вы можете испытывать страх с вовлечением миндалины (область мозга, отвечающая за страх) или без нее. Вы можете гневаться и ваше кровяное давление будет повышаться или не будет. То есть в каких-то ситуациях классические концепции верны, а в каких-то нет.

Сейчас существует новый взгляд на природу эмоций – теория конструирования эмоций, которая по-другому смотрит на наши состояния. Как вам такие идеи:

  • эмоции не являются вашими реакциями на мир, это ваши конструкции;
  • вы можете контролировать свои эмоции, так же как свои мысли, воспоминания, убеждения, это не просто, но возможно;
  • эмоции не универсальны, а различаются от культуры к культуре;
  • эмоции создаются нами, мозг интерпретирует входящие сигналы, включает память о прошлом опыте, конструирует значение и предписывает действие.

Ни для одной эмоции в мозге нет участка с ее «отпечатком». Эмоции возникают от возбуждения нейронов, однако нет нейронов, которые были бы посвящены исключительно эмоциям. Нейронная система устроена по принципу «одно для многого»: один участок или одна мозговая сеть вносит свой вклад во много различных психических состояний. Ваши понятия являются главным инструментом, который использует мозг, чтобы догадаться о значении входных сенсорных сигналов. Например, понятия придают смысл изменениям звукового давления, и вы воспринимаете их как слова или музыку, а не как случайный шум.

Понятия также придают эмоциональный окрас событию. Одно и тоже ощущение может быть как приятным, так и отвратительным одному и тому же человеку в зависимости от его ожидания. Если вам предложат розовое мороженое, вы, видимо, будете ожидать вкус малины, но, если у него оказывается вкус рыбы, вы можете счесть его неприятным или отвратительным. Если же вам предварительно скажут, что это «охлажденный мусс из лосося», таким образом мозг будет предупрежден, возможно, вы сочтете тот же самый вкус приятным.

В любой момент, пока вы живы, ваш мозг использует понятия, чтобы симулировать внешний мир. Без понятий вы эмпирически слепы. С помощью понятий ваш мозг производит симуляцию настолько незаметно и автоматически, что зрение, слух, эмоциональные переживания выглядят скорее рефлексами, чем процессом конструированием.

В новой теории эмоции, как на ваши состояния, находящихся в системе координат, где есть две характеристики: возбуждение и валентность. Возбуждение показывает, насколько спокойно или взбудоражено вы себя чувствуете, а валентность – насколько вам приятно или неприятно. Например, неприятная валентность и слабое возбуждение: апатия, подавленность; приятная валентность, слабое возбуждение: спокойствие, безмятежность; неприятная валентность и среднее возбуждение: печаль, недовольство; приятная валентность и среднее возбуждение: удовлетворенность, радость и т.д. Для ваших состояний может и не быть названий, но в любом обществе принято давать им обозначение: ты плачешь, значит это печаль, ты топаешь ногами – похоже злишься и т.д. Таким образом мы научаемся распознавать наши проявления в понятных нам и окружающим терминах.

Когда мы ощущаем внутри себя какое-то состояние, не понимая его причину, мы склонны трактовать его как объективное знание о мире, а не о своем восприятии мира. Ученые из Израиля обнаружили, что судьи чаще отказывают заключенным в досрочном освобождении перед обедом, а вот после него подобные решения случаются чаще. Эти люди не распознают свой голод как возможный повод для собственного недовольства, которое выливается в якобы «объективное» рассмотрение дел. Или вот еще исследование: люди чаще сообщают о своем счастье в солнечный день.

Наши эмоциональные переживания кажутся нам реальными данными о мире: если я зол, значит меня обидели или оскорбили, если я испытываю отвращение, значит ситуация для меня неприемлема и т.д. Нам сложно представить, что наши реакции прежде всего основываются на прошлом опыте и на физиологическом состоянии организма. Есть люди, которые чаще всего в  момент стресса или неоднозначности реагируют агрессией, а есть те кто плачет. Кто-то в момент опасности убегает, а кто-то замирает. Эти реакции основываются на индивидуальном видении ситуации и являются верными только для конкретного человека. Знание о новой теории эмоций может помочь нам по-другому посмотреть на свои состояния, осознать их и поменять, если они кажутся неадекватными.

А как новый взгляд на эмоции помогает в психотерапии?

Во-первых, теперь не обязательно говорить клиенту, что «Ваши эмоции врожденные, есть базовый набор, который начинает включаться в зависимости от ситуации, они  –  объективный показатель того, что с вами сейчас происходит.» Это я так обычно говорила: есть базовый набор (страх, злость, печаль, радость, отвращение, удивление) плюс социально обусловленный (вина, стыд). Сейчас я говорю, что наши реакции обусловлены текущим физическим состоянием и прошлым опытом. Наша задача – увидеть весь спектр переживаний клиент, который может вписываться в привычные обозначения или нет.

Во-вторых, важно понимать самому и доносить клиенту, что не бывает «правильных» или «неправильных» эмоций, которые в какие-то моменты лучше или хуже чувствовать. Можно сказать, что есть две оси: валентность и возбуждение и по ней можно определять наше состояние. Все названия и понятия эмоций – договоренность между людьми, любой человек может вписываться в эти определения или нет, в зависимости от его индивидуальных особенностей или конкретной ситуации. Клиент и правда может ничего не чувствовать, и это автоматически не означает, что у него алекситимия.

В-третьих, стоит донести клиенту, что мы можем управлять своими состояниями. В процессе терапии становится виден индивидуальный рисунок поведенческого паттерна клиента, в котором демонстрируются его типичные реакции на стресс. Мы работаем над расширением спектра текущих защит и уменьшением влияния разрушающего или неадекватного поведения. Например, клиент привык на любые сложности включать реакцию «убегание»: не спорит с коллегами, а уходит от разговора. Мы можем обсудить другие возможные способы взаимодействия в сложных ситуациях.

В-четвертых, наши эмоциональные состояния часто обусловлены прошлым опытом. Наши реакции когда-то помогли нам выжить и текущее их использование происходит на автомате. Мозг предсказывает будущее развитие ситуации и конструирует наше переживание и последующее действие, которое может быть здесь не уместно, не полезно и не эффективно. И тогда в процессе терапии мы учим клиента брать «внутреннюю паузу» для проверки адекватности своего состояния: «Я сейчас хочу обидеться, а что мне это даст? Может быть стоит обсудить с партнером, что мне не нравится его решение».

В-пятых, наши телесные ощущения могут быть не связаны с эмоциональным состоянием. Они могут просто присутствовать у нас сейчас, их можно не оценивать и не приписывать им чувства и эмоции. Покраснение лица, вспотевшие ладони, напряжение в животе, желание зевнуть и прочее могут быть исключительно реакцией на изменение среды. В помещении стало жарко или душно, вы проголодались, вы начинаете заболевать, понизилось давление и т.д. Не обязательно за этим стоит ваша злость, отвращение или апатия. Иногда ощущения связаны с эмоциональными состояниями, а иногда – нет. Важно их различать и не искать за каждым телесным проявлением важный психологический феномен.

В-шестых, развитие осознанности становится необходимой основой для психического здоровья клиента. Умение разграничивать и выделять составляющие своих переживаний – важный навык любого человека, желающего лучше понять себя и окружающих. «Я сейчас чувствую легкое волнение и небольшое жжение в желудке, а еще усталость и предвкушение о завтрашнем дне. И тогда мое волнение связано с чем-то, на что стоит обратить внимание, как я считаю? А желудок, о чем мне говорит: что не надо было есть сухомятку? А что я предвкушаю? Приятно ли мне думать о предстоящей встрече? И не пора ли спать?» Здесь помогают практики осознанности, ведение дневников эмоций, медитации и т.д.

В-седьмых, нам психологам очень привычно при обозначении клиентом своей эмоции начать рассказывать о том, что на самом деле они означают и почему возникают, нас ведь самих когда-то так учили. Например, клиент говорит, что ему стыдно перед самим собой, и психолог пересказывает чью-то идею об обязательной публичности этого переживания: стыд чувствуется только перед кем-то, иначе это не стыд, а что-то другое. А ведь человек и правда может именно так ощущать себя. Стоит не заниматься здесь пси-просветом, а узнать подробности его состояния: почему стыд возник, как переживается, что хочется сделать в этот момент, как о нем говорится сейчас и т.д.

Это были советы для профессионалов, а что же можно делать в рамках самопомощи?

  • попробуйте осознать и принять концепцию конструирования эмоций сначала просто как знание, по-новому трактующую наше восприятие;
  • расширяйте спектр своих переживаний: я чувствую возбуждение приятное и пугающее одновременно или сейчас во мне спокойствие с привкусом грусти и тихой радости;
  • приобретайте новые понятия о мире: учеба, путешествия, люди, знания, незнакомая пища и т.д.
  • ведите здоровый образ жизни: сон, питание, спорт. Банально? Но это правда помогает лучше себя чувствовать, в том числе и эмоционально.
  • создавайте свои понятий эмоций: мимишность, возбуждение от новой ситуации, предвкушение от неоднозначности, ненависть к себе по утрам и т.д.
  • больше осознавайте себя: я сейчас испуган, потому что реально есть опасность или ситуация отдаленно мне напоминает прошлый опыт, где меня травили одноклассники.

Такое разделение поможет вам не действовать в привычных реакциях прошлого опыта.