Перенесенная психологическая травма, как фундамент формирования зависимости и созависимости

Многие ошибочно полагают, что психологическая травма — это непременно следствие какого-то очень страшного события. Например, смерти любимых, насилия или несчастной любви. На самом деле психологические травмы возникают даже тогда, когда, казалось бы, ничего плохого не происходит. Как распознать психологическую травму и избежать последствий ее проявления в виде формирования зависимости, рассказывает практический психолог Руслан Молодцов.

Что такое психологическая травма
Психологическая травма — это вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате интенсивного влияния неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий других людей на его психику.

Клинический психолог и руководитель Центра «Ключи» г. Москва, Руслан Викторович Молодцов в своем семинаре «Травма как фундамент формирования аддиктивного и девиантного поведения» рассказывает, что травмировать может любое событие, действие или даже слово.

Записаться на семинар и другие лекции и мастер-классы конференции “Вызовы современности: психология зависимости” 9-12 февраля. 

Особенно подвержены психологическим травмам маленькие дети. У них еще не сформированы защитные механизмы, которые помогли бы им правильно воспринять или проработать травмирующее событие.

Таким событием часто становится развод родителей. Взрослые ошибочно полагают, что дети довольно легко переносят расставание родителей, потому что не все понимают. Так могут думать и сами дети. Однако с возрастом выясняется, что из-за развода у ребенка все-таки возникла глубокая психологическая травма, породившая массу страхов, комплексов и паттернов поведения. И разбираться с этим предстоит уже взрослой личности.

Помимо событий, есть и другие предпосылки для возникновения психологических травм. В различных школах психотерапии на понятие психологической травмы есть свои взгляды и мнения.

  • Психоаналитическая теория усматривала источник травмы не во внешнем событии, а в самой психике, в расщеплении Эго, к которому приводит травматическая тревога, основанная на бессознательных фантазиях.
  • Гештальт терапия в незавершенных действиях и как следствие неспособности формирования будущего.
  • Транзактный анализ в форме нарушения структуры и взаимодействия эго состояний и формировании успешных и неуспешных жизненных сценариев.

Психологические травмы и развитие зависимости

Помимо того, что психологические травмы случаются даже тогда, когда все выглядит довольно безобидно, они могут накапливаться, нанося огромный вред психологическому здоровью личности.

Так, непрожитые детские травмы накапливаются и провоцируют нервно-психическое истощение, которое, в свою очередь, приводит личность в подростковом возрасте к необходимости отреагирования накопленного психического материала. А именно в этом возрасте и начинают формироваться те или иные формы зависимого поведения.

Согласно теории Эрика Эриксона о существовании этапов психоэмоционального развития, в пубертатный период от 12–13 лет до 19–20 лет в личности формируется эго-идентичность. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?».

Задача подростка состоит в том, чтобы собрать все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т. д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения. В противном случае формируется смешение ролей.

Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит.

Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть их родители и друзья.

Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я». Потребность есть потребность, и она будет удовлетворяться в любом случае либо со знаком плюс, либо минус.

Как проявляется психологическая травма

Несмотря на разные трактовки психологической травмы, специалист будет сталкиваться с одними и теми же проявлениями, возникающими в результате ее действия.

  • Личность застревает в чувственном состоянии пережитого.
  • Происходит сужение эмоционального коридора.
  • Формируются замкнутые эмоциональные связки и кольца.
  • Возникает ментальная навязчивость в виде поиска виноватых вовне или обвинением себя.
  • Развивается телесная скованность и отсутствие спонтанности, формирующей «Панцирь характера».
  • Прослеживается поведенческий паттерн неадаптивного типа.

Такой сложный психоэмоциональный фон — благодатная почва для формирования зависимостей и созависимостей. Поэтому все реабилитационные программы, какого бы содержания они ни были; светского, религиозного, групп АН и АА — все они подразумевают работу именно с тем психологическим возрастом, когда личность стремится к самоопределению и обретению эго-идентификации.

Однако даже обретая свою эго-идентификацию в программе выздоровления невозможно достичь стойкого результата без работы с тем, что привело к потере или неспособности идентификации обретения. Напряжение от накопленного и так и не отреагированного травматического материала будет искать выход и продолжит выражаться в других формах девиантного и аддиктивного поведения. Зависимости будут сменять одна другую, а я концепция личности так и не будет сложена, приобретая все более причудливые невротические формы.